РАБОТА К КОНКУРСУ «ПЕДАГОГ ГОДА – 2007» УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №5 Г.ХОТЬКОВО ОКУЛОВОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Доклад на тему : «Если бы министром образования был я…»
Уважаемые дамы и господа! Изменение отношения государства и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в увеличении объёмов его финансовой поддержки, в особой заботе о работниках образования, в создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и в формировании общественного мнения о ценности образования. В связи с этим я предлагаю модель школы будущего. 1. Школа – центр обучения, воспитания, развития. «Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…»,- сказал великий поэт Н.А.Некрасов. Учитель – сеятель, благодаря которому произрастают на земле семена таланта, красоты, гармонии. Обратим внимание на повышение социального статуса работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки. Во-первых, повышение заработной платы, которое повлечёт за собой повышение социального статуса учителя и престижности профессии. Во-вторых, повышение профессионального уровня учителя. Это обеспечение школы методическими пособиями в достаточном количестве. Создание условий для полноценной работы. У учителя должен быть кабинет с собственной предметной библиотекой, дополнительные комплекты учебников и методических пособий. Техническое оснащение кабинета. Собственная фоно- и видеотека поможет учителю в работе. В-третьих, обратим внимание на прохождение курсов повышения квалификации. Проведение курсов должно быть ближе территориально к месту работы учителя. Создание специализированных центров поможет решить эту проблему. В свой методический день учитель будет иметь возможность прослушать лекцию по теме самообразования. Очень важно обеспечить систему образования квалифицированными кадрами. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,- сказал В.А. Сухомлинский. Дети – наше будущее. Думать о будущем надо сейчас. Пребывание детей в школе должно быть комфортным. Это, прежде всего, психологический комфорт. Здоровье сберегающая деятельность должна быть направлена на сохранение здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Следует уделить внимание: 1. Реконструкции учебного помещения. Пусть в школе будет больше свободного пространства, в коридорах – шкафчики для каждого ребёнка. Бесплатное школьное питание в комфортабельной столовой – шведский стол. Туалетные комнаты – удобные и комфортные. Необходимы комнаты отдыха для преподавателей – место для психологической разгрузки. 2. Чтобы дети меньше уставали, предлагаю модель школы полного дня. В этом случае, у учащихся есть перерыв в 1 час, когда они могут пообедать, отдохнуть. Ещё один компонент здоровье сберегающей деятельности – пребывание на свежем воздухе. Это время для единения коллектива. Классный руководитель и дети вместе могут анализировать события дня. Полезны и игры на свежем воздухе. 3. Оснащенность школьной библиотеки. Достаточное количество не только учебников и методической литературы, но и дополнительной литературы, предметной и внепредметной. Техническая оснащённость. Компьютеры с выходом в Интернет. Дети и педагоги пользуются бесплатно Интернетом и фондами библиотеки. Это ступенька к расширению доступности образования. Немаловажный компонент – расширение доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов в семье. В сельских школах должна быть та же материально-техническая база, что и в городских, независимо от количества учащихся. Бесплатное посещение музеев, театров, выставок для учителя и группы учащихся. Тогда уроки можно будет проводить в музее, театре, на выставке, что повысит культурный уровень учащихся, сделает доступными посещения культурных центров для детей из малообеспеченных семей. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»,- сказал А.Сент-Экзапери Жизнь диктует необходимость реформирования учебного плана. Учитывая неблагополучную языковую среду, необходимо принять действенные меры к улучшению преподавания русского языка в средней школе. Количество часов на уроки русского языка должно определяться современными языковыми условиями и первостепенной значимостью этого предмета, т.е. количество часов должно быть увеличино. Также надо усилить роли следующих дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения: предметов социально-гуманитарного цикла ( экономики, права ), гуманитарного цикла ( истории, иностранного языка, литературы ); выступить за всеобщую компьютерную грамотность, обратить внимание на профессиональную ориентацию. Повышение роли родителей в образовательном процессе. В перспективе – создание курсов для родителей, центра, где они могли бы получить помощь, как правильно контролировать ребёнка во время его учёбы: выполнение домашних заданий, изучения дополнительной литературы. Необходимо подчеркнуть исключительную значимость семьи в решении задач обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Должна оказываться психолого-педагогическая помощь детям с проблемами асоциального характера. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодёжной среде достаточно большое. Поможет решить проблему: 1. Создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы. 2. Подготовка специальных кадров – социальных педагогов и психологов по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска. 3. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма. Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования.
Использованная литература:
1. «Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования» от 29.08.2001 года 2. «Реформа образования – взгляд в будущее». Православное образование. №3 март 2004 года. 3. Материалы социологического опроса преподавателей и учащихся ХСОШ №5 по теме «Я побывал в школе будущего»